ПоискПочтаДискКалендарьДеньгиМой КругФотки
Войти


Друзья, 28 июля мы закрываем Я.ру. Приносим вам свои извинения.

 

(^_^)

 

 

записи по  

месяцам · меткам · типам

выделить все / снять выделение

Показать
Роза написала (датировано 31 декабря 2009 года)
13 января 2010 года, 17:45
blogs.mail.ru
(^_^)
Средневековье. Дороманский период. Часть 1.
В первых трех постах постараюсь поведать про Средневековье вообще и про раннее средневековье в частности.

Пока я углублялась – поняла, знаний системных мне катастрофически не хватает. Поэтому выкладываю некоторые пояснения и картинки – чтобы создалось общее впечатление. Для себя ставлю галочку – лекции по средневековому искусству должны произойти в моей жизни обязательно. Есть чем заняться в следующем году! И это радует как всегда!

Средние века.

Что же происходило в истории Европы в это время?
В IV в. началось вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи, получившее наименование «Великого переселения народов». Долгое время римлянам удавалось сдерживать натиск варварских племен («варварами» римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке,  типа слова «иностранцы» в советское время).  Варвары заключали с Римом союзы, селились на приграничных с империей территориях и даже служили наемниками в римской армии.

Это кстати из пушкинского музея слепков бюст варварского вьюноша









В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную (Византию, о которой мы уже поговорили) и Западную.  Последняя, ослабленная своими внутренними разборками, не могла противостоять варварам. В условиях непрекращающихся войн нарушались римские законы, сокращалась торговля, приходили в упадок города. В 410 г. Рим был захвачен и разграблен германскими племенами вестготов, в 455 г. — вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и сам стал править Италией. Западная Римская империя пала.

В V веке наступил этап новой  исторической эпохи - феодальной, названной в истории сред¬ними веками (в широком значении этого термина) и охватывающей по времени более тысячелетия, с V века до середины XVII, от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Средневековую историю обычно делят на три периода:

V— IX вв. — раннее средневековье («темное») - период становления феодализма;
X—XV вв. — классическое средневековье, развитой феодализм;
XVI — первая половина XVII в. — позднее средневековье, период упадка феодализма.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа:

дороманский  — V— IХ вв.,
романский  — X—XI вв.
готический  — XII—XV вв. (в некоторых странах готический период продлился до XVI века)


Основным источником культуры Средних веков стала поздняя античность и Великое переселение народов.
Главную роль в процессе становления новых идеалов и принципов искусства Средневековья сыграло христианство. Именно церковь сплотила средневековое общество  и сделала возможным совместное существование  римлян и варваров.
Отсюда и одна из особенностей искусства Средних веков — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство.

Это не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашли отражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира. Но средневековое искусство выражало это зашифровано, своим условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком, с помощью символов и аллегорий, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического облика человека.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы.
       
От античности средневековое искусство заимствовало некоторые художественные формы и ремесленные навыки. Так, приемы строительства храмов, создания мозаик, фресок и книжной миниатюры берут свое начало в Древнем мире. Однако использование этого опыта в искусстве раннего Средневековья было возможно лишь в тех областях, которые прежде являлись римскими провинциями, на остальных территориях долгое время господствовали традиции варваров.

Например, вот фото Оратория Галерия. Оратории – молитвенный дом, место для молитвы.
Этот ораторий своеобразной конструкции, размером не более 6 метров в длину









Примеры прикладного искусства мастеров варварских королевств могут удивить









И напугать
Голова Викинга . Фрагмент декоративной резьбы деревянной телеги из захоронения в Осеберге. Скандинавия. Осло. Около 850 г.









Воины и поводырь с медведем. Бронзовые бляшки из Торелунда. Швеция . VII в.









Среди варварских узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов.
По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних рукописей.

На севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях.  Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.









Племена варваров постоянно перемещались с места на место, в силу этого их искусство того времени представлено не архитектурными памятниками, а, в основном, оружием, ювелирными изделиями и различной хозяйственно-бытовой утварью, найденными в древних погребениях и кладах. Варварские мастера отдавали предпочтение ярким краскам и дорогим материалам — серебру, золоту, драгоценным камням.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен: остготов (позднее — лангобардов) в Италии, вестготов в Испании, франков в Галлии (современных Германии и Франции),  англосаксов  в Британии. В это же время варварские народы обратились в христианство, что нашло самое непосредственное отражение в искусстве: начали возводиться христианские храмы, в которых появились изображения святых и христианская символика. Храмы строили по образцу римских базилик.
Варварские государства непрерывно враждовали друг с другом. В условиях постоянной опасности главным достоинством жилых построек считалась их защищенность — в результате появились надежные и хорошо укрепленные сооружения — замки. Замки возводили на возвышенных местах и окружали высокими насыпями и глубокими рвами.  Подробно о строении замка и храма я буду говорить, когда перейду к Романскому стилю.

Раннее средневековье.

Вот хотела, честно, пробежаться по «темному средневековью» быстренько. Но как всегда не шмагла.  Ну как в двух словах?
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к периоду истории VI, VII и VIII веков западноевропейских народов, не входящих в состав Византии.  Название «средние века» было присвоено ему гуманистами. До этого их называли вообще «темными веками» с легкой подачи Петрарки.
В представлениях традиционных историков его заполняли нашествия диких и варварских орд, разрушивших Римскую империю, междоусобные войны и эпидемии «чёрной смерти». Вся наука, культура, и сам язык античности умерли, похороненные невежественными христианскими монахами.


Меровингское искусство.

В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции были объединены государством Меровингов. Меровинги - первая королевская династия в государстве франков, основанная легендарным Меровеем (Merovaeus), известная также тем, что это первая европейская королевская династия, принявшая христианство. Последний из меровингов, Хильдерик III, "ленивый король", до того обленился, что был свергнут в 751 г. его майордомом - дворцовым управителем, Пипином Коротким (прямо-таки очень обидное прозвище в сочетании с таким именем),  и настала эпоха Каролингов.
Все потомки Хлодвига Меровея гордились родовым прозвищем "Les rois chevelus" - Длинноволосые Короли, ибо их волос никогда в жизни, с самого рождения, не касались ножницы.









Недоброжелатели же отзывались о франках как о людях невежественных, громко орущих грубые песни и воняющих луком.

Под названием «меровинги» скрывается скрывается не только древнейшая королевская династия франков, но целая эпоха с конца V до середины VIII века.

Меровинги - красивое слово и, можно сказать, бренд, но более строго было бы назвать область искусства этого времени – искусством «Великого переселения народов», поскольку, «меровингским искусством» называются произведения созданные во всех регионах Европы, а не только созданные на землях франков.
Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов.

Архитектура.

В церковной архитектуре для эпохи меровингов типичны баптистерии

Баптистерий в Пуатье (IV—VII  вв.)









подземные церкви-крипты

Церковь Сен-Лоран в Гренобле (кон. VIII в.)








Построена по распоряжению папы Григория III для погребения святых.

Крипта (от греч. krypt — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Мавзолей Теодориха в Равенне (VI в.)









Также строились церкви базиликального типа.

Церкви украшались мозаиками

Мозаики капеллы Сан Витторе базилики Сант-Амброджо
св. Амвросий








Мозаики церкви Козьмы и Домиано (бывш. Кастора и Поллукса) в Риме.









Особенно распространена была плоскорельефная резьба по камню

Рельеф из Хорнхаузена с изображением всадника. Камень. (ок. 700 г.)









Рельеф кивория в церкви Сан Амброджо в Риме
























Резьба по камню широко использовалась в украшении саркофагов.

Саркофаг — резной каменный гроб. Это название — буквально, «пожирающий мясо»  — поначалу употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.( Плиний Старший).

Вот несколько саркофагов приблизительно того времени:

Саркофаг Стилихона (правда 4 век)









Обычный атрибут европейской гробницы - лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего.

Вот макет саркофага рыцаря









Надгробие









Саркофаг из Брешии









Саркофаг из Равенны








Вообще, билась я билась, чтобы найти картинку в интернете с типичным саркофагом Меровингским – ничего не нашла. Но хочу предложить вниманию фрагмент саркофага VI века. Для того, чтобы представить, что такое плоскорельефная резьба, а главное для того, чтобы усвоить изображение  Хризмы, которое часто встречается на саркофагах и предыдущих, и последующих лет.









Хризма монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени Х (хи) и Р (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго».

Для гробниц раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В последствии в романском и особенно в готическом периоде, гробницы стали более навороченными, а изображения фигур усопших становились портретными.

Сохранились и некоторые примеры деревянной резьбы.

Двери из кипариса церкви Санта Сабина на Авентинском холме в Риме,  возможно V век – по дате постройки церкви.
Одна панель содержит сцену, которая в целом считается первым изображением распятия Иисуса.
















Из декоративно-прикладного искусства можно выделить:

- резьбу по слоновой кости

Диптих из слоновой кости ("Диптих Боэция кон. V в.)









- изготовление церковной утвари

Бронзовое распятие из Атлона. (ок. 750 г.)









Вотивная корона вестготских королей (VI в.)









Вотивная корона - вид церковной утвари, ювелирное украшение. Вносилась в церковь как жертвенный вклад, по обету («ex voto»). Обычно подвешивались под арками или же над алтарем, таким образом, чтобы крест, свисающий с короны, приходился прямо над распятием, водружённым на престоле.

Весготский крест VII век









Еще крест









Изделия украшались неогранеными драгоценными камнями – кабошонами.

Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней.
Кабошоны - неограненные "булыжники" - применяли в древних украшениях, для оформления церковной утвари, обложек книг, украшения оружия - пока не изобрели фасетную огранку драгоценных камней. Когда на камни денег не было, имитировали их цветным стеклом или эмалью. Так что на всех древних украшениях можно увидеть кабошоны - изумруды, алмазы, аметисты и проч. Сейчас тоже применяют кабошоны - как один из вариантов. Они не так играют при свете, но выглядит багато, внушительно и стильно))))  









Среди декоративно-прикладного искусства в те времена очень было популярно изготовление оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями.

Меч









С того времени археологи обнаруживают много украшений.  Кольца, подвески, серьги. Основным видом украшений были фибулы – застежки (прообразы пуговиц).

Фибулы











































Другие украшения




































Амулеты









Фигурки из камня
















Гребешок для длинных волос









А вот откопанные предметы домашней утвари  –  посуда.






























Можно видеть на всех этих примерах, что  в  декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля» , «взятого» от германцев, применялась эмаль (от византийцев), спиральные и плетеные орнаменты (от кельтов).

Звериный стиль, условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных.

Еще одно украшение следует упомянуть отдельно - гривну.

Гривна (от санскр. griva — шея) — серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее. Служила как украшение, а в основном как награда за боевые отличия.









От этой «гривны» потом и пошло название денежек. Медный прутик нарезали, как колбаску – кружочками – так денежка мелкая и получалась. Но про денжки – все не так просто и отдельная история, как-нибудь напишу, это тоже интересно.

Продолжение в следующем посте
β-версия

 

Что получается:    изменить 
Подписаться на комментарии к записи

Получать уведомления о всех ответах в этом обсуждении.

 
Отписаться от комментарев к записи

Получать уведомления только о тех ответах в этом обсуждении, которые адресованы лично вам.

 
К сожалению, комментарий не удалось отправить. Попробуйте ещё раз.я в курсе